Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 15.12.2018, 01:07

Персональный сайт учителя Щегловой Веры Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Методическая копилка [20]
методические материалы
Воспитательная работа [5]
статьи по воспитательной работе
Для родителей [4]
материалы для родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

     Мир слов без преувеличения можно назвать волшебным!  Не потому ли он так притягивает нас своими тайнами и секретами?  В «Орфографическом словаре русского языка»  издательства «Русский язык» (М., 1985)  106 тыс. слов. В своде «Правил русской орфографии и пунктуации» свыше 420 правил написания. Кроме того, существуют еще несколько тысяч слов, написания которых не подчиняются ни одному из этих правил. Значительную часть таких слов составляют слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова. Традиционная программа  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» предполагает  знакомство с 200 словарными словами за период обучения в начальной школе. Именно на эти (гак называемые «словарные») слова во всех классах школы делается особенно  большое количество  ошибок.  Как показывает практика, эти ошибки более устойчивые и менее подаются воздействию  школьных методов обучения, чем ошибки других типов.  Это объясняется не только частотой употребления этих орфограмм в слове, но и трудностями, связанными с применением их правописания или способов запоминания.

Причины, затрудняющие усвоение  слов с непроверяемыми написаниями :  

1. При знакомстве со словарным словом ученику отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его.

2. Слова усваиваются путем механического запоминания их графического образа.

3. Работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолировано, в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и тоже умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном  положении.   

Важно, чтобы ученик умел ставить орфографическую задачу самостоятельно и умел найти  способы её решения. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся  участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи. В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают примами активного анализа и синтеза,  приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки,  систематизации, что, несомненно, будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся.  

Таким образом, традиционные методы обучения  знакомства со словами с непроверяемыми написаниями не позволяют обеспечить динамичное развитие интеллекта младших школьников.    

Исследуя причины трудностей в запоминании слов, которые не поддаются обобщению, по которым сложно или нельзя составить алгоритма (к ним относятся непроверяемые гласные и согласные, различные исключения из правил), я обратилась к наблюдению психологов, считающих, что решение данной задачи тесно связанно с целым рядом причин, в частности, с учетом специфики памяти учащихся. Быстрому и прочному запоминанию способствуют следующие факторы:  

· интерес к тому, что необходимо запомнить, и внимание к изучаемому в процессе усвоения и воспроизведения материала;   

· эмоциональный импульс, вызванный изучаемым материалом (как правило, лучше запоминается та информация, усвоение которой сопровождается чувством радости, печали, гнева, тревоги и т.д., хуже - та, что не вызывает эмоций;  

· понимание того, что заучивается (непонятное усваивается механически, зазубривается, что не способствует умственному развитию);  

· соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью человека (такой процесс становится сознательным и протекает успешно, если учащиеся сравнивают, обобщают, формулируют выводы, проводят эксперименты);  

· учет и использование знаний, усвоенных ранее, т.е. использование базы, необходимой для овладения новым материалом (в этом случае устанавливаются внутренние связи с ранее изученным, реализуется дидактический принцип преемственности и перспективности).  

Чтобы процесс изучения русского языка сделать интересным   и увлекательным, я использую средства субъективизации.  Субъективизация – это способ организации работы обучаемого. Под субъективизацией   процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной  деятельности. Субъективизация процесса  обучения вносит существенные изменения в методику проведения словарно-орфографической работы. 

Работу над  словом с непроверяемым написанием строю по следующей модели.

1. Предъявление слова  (по методике Г.А.Бакулиной)

2. Постановка орфографической задачи

3. Фиксация поставленной орфографической задачи

4. Решение орфографической задачи

5. Запоминание слова с опорой на  главный тип памяти

6. Работа над лексическим значением слова

7. Закрепление правописания слов

8. Контроль  

Предъявление слова.  

На первом этапе  школьники самостоятельно определяют новое словарное слово. Эта деятельность осуществляется с помощью упражнений, выполнение которых направлено на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка, интенсификацию речемыслительного процесса и значительное увеличение его в роли представляемого слова.    

Для этого используются следующие приёмы:

1.Определение словарного слова  на основе точных установок учителя на основе  фонетических и лингвистических знаний учащихся

2. Определение словарного слова без конкретных указаний учителя.     

3. Нахождение нового слова с помощью   шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них.

4. Последовательное нахождение  букв искомого слова по указанным учителем признакам и соединение их между собой.  

5. Замена, добавление или исключение  буквы в исходном слове по указанным учителем признакам.

6. Использование  грамматической арифметики, ребусов.    

Использование этих приёмов позволяет не только заинтересовать ученика, но и обеспечивает увеличение объема и сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетическое мышление и оперативной памяти, систематическая работа символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление учащихся.  

Постановка орфографической задачи.    

Это очень важный этап, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как, известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. Если учащиеся умеют определять «опасное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.  

Фиксация поставленной орфографической  задачи.   

После того как дети определяют ударный и безударный слог, они записывают слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы – так называемым «окошком». Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места – это способ, предлагаемый для фиксации поставленной орфографической задачи.  

Решение орфографической задачи.    

На этом этапе ученикам необходимо вставить в «окошко» искомую букву. Для этого мы используем следующие приемы:

1. Обращение к орфографическому словарю. Этот прием способствует  накоплению опыта работы со словарем, формирует умение решать орфографическую задачу самостоятельно.

2. Использование элементов этимологического анализа. Этимология  позволяет увидеть основу слова,   в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется  связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учебе и языку.  

Запоминание слова с опорой на  главный тип памяти.    

Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс  восприятия различных анализаторов. Поэтому учитель в процессе обучения детей орфографии должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти - с другой». Для успешной реализации этой идеи, я  провожу тестирование, целью, которого является сбор информации об объеме и главном типе памяти учащихся.     

Запоминанию слов  способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. К мнемонимическим приёмам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.  

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

Например, в слове «копейка» непроверяемая орфограмма – «о» напоминает своим очертанием внешний вид самого предмета. Букву «е» в слове « ремень» можно выложить из самого же ремня, буква  «о» в слове «ворона» похоже на яйцо, из которого вылупился воронёнок.

Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки.  

Работа над лексическим значением слова.   

Ознакомление с лексическим значением слова  осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также  детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.   

Лексико-семантическая работа в начальных классах должна  широко применяться, так как она способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьников познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание  « словарных слов».  

Закрепление правописания слов.  

Для закрепления правописания  слов с непроверяемыми написаниями  использую  следующие приемы, которые разделила на две группы:

1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре  внимания -  написание слова (группировка слов  по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры, составление ребусов, применение изографов, задания на развитие  звукобуквенного анализа и синтеза и др.);

2. Приемы, направленные на запоминание слов  и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.)  

Контроль.   

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты. Выделим следующие виды словарных диктантов:  традиционный, лексический, синонимический, орфоэпический,  этимологический.  

Систематическая и планомерная работа над темой позволила достичь следующих результатов:

1. Дети умеют предопределять свои учебные действия и формулировать проблему.  

2. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать и аргументировано  излагать свое мнение.                

3. Дети активно участвуют в построении учебного процесса. Появляющийся в связи с этим интерес к русскому языку является важнейшим стимулом для успешного накопления знаний в этой области.

Категория: Мои статьи | Добавил: Vera2012 (03.12.2012)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz