Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 00:37

Персональный сайт учителя Щегловой Веры Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Методическая копилка [20]
методические материалы
Воспитательная работа [5]
статьи по воспитательной работе
Для родителей [4]
материалы для родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями.

1.  «Приведи кораблик в порт» .  

На классной доске помещены столбиком карточки-слова с пропущенной безударной гласной (это слова, которые дети изучали на предыдущих уроках). Гласные буквы, которые нужно вставить в слова, написаны на парусах корабликов, которые прикреплены здесь же рядом, на доске.

Учитель дает задание: «Торговые корабли спешили в свои порты. Вдруг налетела буря, начался шторм. Ветер был такой сильный, что корабли потеряли управление, у них испортился компас. Помогите, ребята, капитанам кораблей найти свои порты-слова и правильно доставить груз – гласную букву».

Вызванные к доске ученики «приводят кораблик в порт» - вставляют нужную гласную букву в слово. Слова прочитываются по слогам орфографически, затем дети записывают их в тетрадь.

Задание можно усложнить, поместив на доску на один кораблик больше, чем требуется. Тогда, после выполнения основного задания, ученикам предлагается вспомнить слова с непроверяемым написанием, которые могли бы стать «портом» для этого кораблика. Такие же игровые задания я предлагаю детям в индивидуальных карточках для проверки усвоения написания словарных слов.




   2. «Буквенный дождь».  

Классная доска оформлена следующим образом: темно-синяя или серая тучка в верхней части доски, ниже – капельки дождя с гласными буквами. В стороне записано несколько слов (или помещены карточки-слов) с пропущенными гласными, не проверяемыми ударением. Количество капель и карточки-слов должно совпадать.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

К…рова, с…ловей, м…шина, т…релка, …зык, в…тер, д…журный.

- На какие группы можно разбить эти слова? Какой признак вы при этом использовали? (Одушевленные, неодушевленные – кто? что?; по вставленной гласной.)

По такому же принципу провожу игры «Ветер-озорник», «Поймай яблочко» и др. Название игры и оформление классной доски зависит только от фантазии учителя.  

3.  «Отгадай секрет».    

На доске написаны «засекреченные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог, например: собамока, оперсина, сокошрока, глорамм, машигона.

Детям дается задание определить «секрет» слов. «Рассекреченные» слова записываются в тетрадь, ставится знак ударения, подчеркивается непроверяемая гласная.

Конкретно к этим словам можно задать следующие вопросы:

- Сравните слова по согласным звукам. Какое из них лишнее? Почему?

- Какое слово нельзя перенести? Измените его так, чтобы перенос стал возможен.  

4.  «Помоги медвежонку».



На классной доске – плачущий медвежонок, рядом с ним листья клена, березы, дуба и других растений (3-4 разновидности). На каждом листе – слоги. Из листьев одного вида можно составить слово с непроверяемым написанием.

Учитель вводит детей в игру: «Дети, кто тут плачет? Я слышу, рядом кто-то плачет (заглядывает за шторку на доске)… Да это медвежонок! Что случилось? Дети, оказывается, озорник-ветер разбросал все слова, которые медвежонок составил по заданию своего учителя. Давайте поможем малышу».

Дети составляют слова (3-4 слова), а чтобы ветер опять не нашалил, слова записываются в тетрадь.

Пока учащиеся работают в тетрадях, учитель меняет рисунок плачущего медвежонка на веселого и обращает внимание детей на то, каким веселым стал медвежонок и как хорошо помочь кому-либо.                                                                                                    

 5.  Распутай слова.    

Вот так горе! Вот беда!                                                                                               

Как запутались слова!

Все они из трех слогов

Кто помочь словам готов?  

бе ка ло ран со мо рё даги ко ка за ба

(береза, карандаш, молоко, собака)  

Какое слово лишнее? Почему?  


6.  «Откуда слово к нам пришло?»  

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а-у) от арабского kab – пятка, камыш (а-ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса –ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса –яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.  

7.  «Найдите слог с нужной гласной».  

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-лен-кор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5-10 слов).

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.                                                                                                                                

8.  «Орфографическое лото»  

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участника игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.  

Приметы карточек.

к_рпич               б_тон

б_тарея              в_трина  

г_рань                г_рбарий

г_рох                  г_рчица  

9.  Игра  « В букву»  

Сыграть «В букву» - значит произнести его по буквам. Например, запоминается слово девочка. Первый ученик встает и произносит: д, второй – е, третий – в  и т.д.

Слово «обходит» класс несколько раз, пока задание не отменяется.

При назывании очень важно быстро встать и выпрямиться, а назвав букву, сесть – тогда запоминанию поможет и память на движения.  

10.  «Живые буквы»

Детям раздаются буквы. После этого учитель  читает загадку, или  называет лексическое значение слово, этимологию слова, учащиеся должны догадаться, о чём  идёт речь и выложить это слово.        

11. Подбор слов на заданный слог ( или с данным слогом)  

Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа. Очень нравится детям в форме соревнований.

Более сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором уже определено число слогов. Например:, за… (2) – замок, забор.              

12. «Путаница»

Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки,ру (руки), нал,пе (пенал), радь,тет (тетрадь). Игру можно проводить с перекидыванием мяча.



Категория: Мои статьи | Добавил: Vera2012 (05.12.2012)
Просмотров: 1758 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz