Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 15.12.2018, 00:26

Персональный сайт учителя Щегловой Веры Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
разработки [20]
разработки уроков и мероприятий
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка » разработки

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

построение системы знаний.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная

 

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Русь

…И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…

                                             (И. С. Никитин. 1851.)

– Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, коллективная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли
в устной форме, вступать в диалог.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Целеполагание

 

– Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд

– Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

Решают крос-
сворд

Фронтальная, коллективная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика-

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

 

 

 

Решение проблемы (заочное путешествие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика.

– Попробуйте определить тему урока.

– Что означает слово «первопечатник»?

– В связи с чем появилось это слово?

– Какие события предшествовали этому?

– Когда появилось это слово?

– Чтобы «машина времени» тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания.

На доске написаны даты:  IX век, 988 год, IX–XII века, 1445 год, XVI век.

– Первая наша остановка в IX веке. Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.)

– Как братья способствовали появлению книгопечатания?

– В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт
в городе Ханты-Мансийске.

– «Машина времени» снова отправляется в путь,
а вам предстоит ответить на вопросы.

Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова).

– Как называется это событие?

– Когда оно произошло?

– Как крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.)

– Вспомните, как создавались первые книги?

– Кто переписывал книги? (Монахи.)

Высказывают свои предположения.

Отвечают
на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик рас-
сказывает

Фронтальная, индивидуальная

цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слу-

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы учителя.

 

– Где и когда велись эти записи? (При монастырях,
в княжеских дворцах.)

– Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)

– Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.)

Слушает учащихся, зачитывающих наизусть отрывок из книги «Наша древняя столица»:

В монастырской келье

узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым

светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

написал он в грозный час,

И слова его простые

Сквозь века дошли

до нас…

                           (Н. Кончаловская.)

– Итак, мы отправляемся в 1445 год.

– Почему я выбрала именно этот год?

Рассказывает об изобретении книгопечатания.

– А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения?

– Прочитайте отрывки из книги Василия Яна «Никита и Микитка». (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу.)

о создании первых книг.

 

Читают
по очереди
наизусть стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

Читают текст.

 

шать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия-

 

 

 

 

Работа с учебником: поисковое чтение.

 

 

 

Рассказ учителя.

Работа с толковым словарём.

 

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику

Рассказывает о первом книгопечатнике Иване Федорове

– В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге В. Яна «Никита и Микитка» описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел.

– Откройте учебник (с. 82), найдите ответы на вопросы: «Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?».

Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике

– Кто такие апостолы? Найдите в словаре С. И. Ожегова (с. 26) толкование этого слова.

– Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу?

Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике

– Рассмотрите этот памятник в учебнике.

– Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян
в книге «Никита и Микитка». Совпадает ли представление писателя и скульптора о первопечатнике?

– А это памятник Ивану Федорову в городе Львове
(показывает)

Внимательно слушают.

читают описание печатного двора, отвечают на вопросы.

 

 

Внимательно слушают.

Находят определение.

 

 

Внимательно слушают.

Выполняют
задания

 

ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

 

 

IV. вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Игра «Пересадки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание.

 

 

 

 

 

В конце урока подводится итог, подсчитывается,
на сколько вопросов ответил каждый ученик.

– Кто повелел открыть первую типографию в Москве?

– Кто был первопечатником России?

– Какую первую книгу он выпустил?

– Где установлен памятник Ивану Фёдорову?

– В каком столетии в России стало больше грамотных людей?

– Кто первым придумал печатный станок?

– В каком году в России вышла первая печатная книга?

 

 

– Каково значение начала книгопечатания в России?

– Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали
и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо
и справа налево:

П      А      Г      И      Н      К       А

Е      Б       У      К      В      А       П

Р      О      М      Н      А      Х      О

О      Т       Т      И      С      К       С

Б      М      О      Н      А      Х       Т

У      К       В      А      Р       Ь      О

П      Е       Ч       А      Т       Ь      Л

(Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.)

отвечают
на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе.

По окончании игры на счёт «раз, два, три» учащиеся пересаживаются на свои места.

Выполняют
задание.

Фронтальная,

коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно

Устные ответы,

записи
в тетради

 

 

Дидактическая игра «Узнай книгу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Что объединяет эти слова?

Описание первое: «Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения». (Первый русский букварь.)

Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки». (Религиозная книга «Апостол».)

Описание третье: «Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря». («Повесть временных лет».)

Описание четвертое: «По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов». («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

 

по описанию

узнают название книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
задания

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение
и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

 

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы:

– Что обозначает слово «первопечатник»?

– В связи с чем появилось это слово?

– Какие события предшествовали этому?

– Когда появилось это слово?

– Что вам доставило удовольствие на уроке?

– За кого вы порадовались?

– О чём можете рассказать друзьям?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

 

 

КРОССВОРД

 

 

1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)

2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)

3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)

4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)

5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)

6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.

7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль.)

8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)

9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай.)

10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)

11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)

12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)

13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

Ключевое слово: первопечатник.

Категория: разработки | Добавил: Vera2012 (12.03.2015)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz