Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 15.12.2018, 00:24

Персональный сайт учителя Щегловой Веры Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
разработки [20]
разработки уроков и мероприятий
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка » разработки

Урок: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения" часть 1
Преподаватель: Щеглова Вера Владимировна, учитель начальных классов
Класс: 4
УМК: "Школа России"
Учебный предмет: русский язык   
Тема урока: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Цели урока:
образовательные:
     · на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;  
     · составить алгоритм  проверки безударных падежных имен существительных и научиться им пользовать
развивающие:
     · развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитательные:
     · прививать интерес к родному языку;
     · воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование урока:
     · компьютер, медиапроектор, экран
     · учебник русского языка
     · презентация к уроку
     · листы- пособия для работы в группах
     · карточки со словами-помощниками
     · изображения деревьев для определения эмоционального состояния    
       учащихся  
     · разноцветные листья для передачи эмоционального состояния
       учащихся

     · таблица цветов

Структура урока


Структурные элементы

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1. Организацион-ный момент.
Психологический настрой на урок.

Проверка готовности к уроку, мотивация учащихся
Определение эмоционального состояния
2 мин
2. Актуализация знаний.
Беседа.
Повторение знаний о склонении имён существительных.
Проверка знаний об имени существительном.
5 мин
3. Минутка чистописания.
Проверка знаний изученных тем.
Отгадывание букв на основе определения лишних слов, определение последовательности написания букв,  повторение орфограммы "Гласная после шипящих". Запись отгаданных слов.
3 мин
4. Словарная работа.
Задание на развитие речи, классификацию, аналитические способности.
Определение словарных слов на основе логических упражнений.
Запись отгаданных слов.
5 мин
5. Постановка учебной задачи.
 Лекция-беседа по заданной проблеме. Наблюдение за деятельностью учащихся. 
Групповая работа.
3 мин
6. Физкульт-минутка
Показ образца выполнения.
Учащиеся выполняют упражнения.
2 мин
7. Открытие нового задания Беседа по определению способа проверки.
Проверка по учебнику. Выполнение задания.
10 мин
8. Физкульт-минутка
Объяснение образца выполнения
Выполнение совместно с учителем.
1 мин
9.Алгоритмизация полученного знания. Беседа по составлению алгоритма нового знания
Восприятие.
Запоминание.
3 мин
10. Первичное закрепление.Сообщение задания. Отработка навыка правильного выбора окончания.
6 мин
11. Диагностика. Тестовые задания по проверке нового знания.
Работа в группах.2 мин
12. Домашнее задание.Разъяснение задания.Запись в дневник.1 мин
13. Итог урока. Беседа-диалог. Выставление оценок с комметарием.
Диалог с учителем.1 мин
14. Рефлексия.
Оценивание своего настроения.1 мин

Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
  1.Организационный момент
 Психологический настрой на урок

 Здравствуйте,  ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!  Что бы вы хотели получить от урока?
Давайте определим с каким настроением вы пришли на урок?  
       Слайд 2
Цветопись настроения. "Дерево чувств"
  Какие эмоции вы испытываете в начале урока?








2.Актуализация знаний                        Слайд 3

На доске: рож…, глуш.., врач.., цеп.., вещ.., матч..,  сет., мякиш…, сыч..,  част..                  




Прочитайте  данные слова. Что в них общего?    

Что такое имя существительное?  

На какие группы можно разделить слова?      




Что такое склонение?  

Игра «Верите ли ?»      

В русском языке  6 падежей?                
Начальная форма существительного- это  слово в единственном числе и винительном падеже?
В русском языке 3 типа склонения?                
К 1 склонению относятся  слова ж.р. с нулевым окончанием?                
Ко 2 склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –о, е-, -я.?
Существительные ж.р. с мягким знаком на конце относятся к 3 склонению?
Теперь Вы задайте вопрос классу      

О какой части речи будем говорить на уроке?


 
Имена существительные.  
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

    - Одушевленные и неодушевленные  
  - Женского и мужского рода
  - 2 и 3 склонения  

Это изменение существительного по падежам  



Учащиеся отвечают "Да"  или "нет".                      


Дети формулируют и задают вопросы по теме товарищам.      

Имя существительное

3. Минутка чистописания                  Слайд 4

Посмотрите на слова.  


Разделите слова на группы.            




Определите какие слова можно назвать лишними?  

Почему?  

 


Составьте цепочку из букв, которые будем писать на чистописании. Для  этого соедините первые буквы лишних слов.  


Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

цчс чцс цчс чцс

Слова с мягким знаком на конце и без.
Цепь, часть, сеть
В них отсутствует щипящая на конце слова   
 

Цчс      


В каждом сочетании букв мы будем менять 1 и 2 букву местами 

4. Словарная работа                          Слайд 5  

На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями ( упражнение на нахождение слова по буквам)    

Определить слова, записать их в родительном падеже, выделить окончания  
Назовите окончания имен существительных  




Почему  у этих существительных разные окончания,  если падеж одинаковый?  

От чего зависит написание окончания?



Склонения у этих слов разные    

Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.  

  

5. Постановка проблемы.                Слайд 6

Запишите предложение.  Если затрудняетесь, какую букву писать, пропустите, оставьте место для её написания.  


На вершине высокой ели сидит белка.      

Где возникли затруднения?  

Почему возникла трудность?                


Определите тему урока               Слайд 7              


Определите цели урока.    


Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока. Используйте для этого опорные слова на доске. 

 

В окончаниях существительных. В этих словах безударные окончания.



Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных  
Цели:
1.     познакомиться с правописанием безударных. окончаний имён существительных. 2.     Учиться правильно писать безударные окончания имен существительных.

6. Физкультминутка

Я вам буду диктовать слова 1, 2, 3 склонения.
Если слово 1 склонения - хлопок в ладоши,
Если слово 2 склонения - прыжок,
Если слово 3 склонения - присесть.  

Пустошь,  класс, февраль, молодежь, рассказ, оптика, местность, шоссе, суббота, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, ночь, ночка, объявление. 

Учащиеся выполняют физкульминутку.


7.  Открытие нового знания                         Слайд 8  

Прочитайте слова.  

Лагерь, страна, земля, окно, соль, дядя, конь, девочка, любовь, болото  
Разделите слова по типу склонению  

Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений.  

1 группе - необходимо просклонять слова 1 склонения, 2 группе- слова 2 склонения, 3 группе- слова - 3 склонения
Внимательно читайте задание  и по памятке выполняйте задание.    

Памятка
1.     Просклонять существительные
2.     Выделить окончание  
        Если сомневаешься какую букву писать, поставь           знак «?»  
3.     Поставь ударение  

Самопроверка работ.  

Три ученика  склоняют слова за доской, остальные в тетрадях.




   

Учащиеся по таблицам падежных окончаний проверяют работы.


Слайд  9

Составьте памятку с окончаниями для 1 склонения.



Сомнения вызывают  гласные е\и  в  родительном, дательном и предложном  падежах.

  У слов 2 склонения?                                       Слайд 10




У второго склонения вызывает сомнение окончание  предложного падежа.

                                                                     Слайд 11  

 





У слов 3 склонения?



Какие слова вы склоняли?  

Зависит ли окончание от типа основы существительного?

От одушевленности, неодушевленности существительного?

 От чего зависит  окончание существительного?  


У 3 склонения окончания  родительного, дательного и предложного падежа

Мы склоняли одушевленные и неодушевленные существительные с мягкой и твердой основой.

Нет


Нет

От склонения и падежа.

                                                                       Слайд 12  

Давайте  составим схему написания безударного окончания                        

                                                                       Слайд 13  

Вернемся к предложению и проверим безударные окончания слов.                  



Сможем ли мы теперь правильно написать слова на вершин(е,и), ел(е,и)?
Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?


Да.

Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание.


                                               

                                                               Слайд 14  

Это первый способ  проверки написания орфограммы А чтобы найти второй способ, необходимо побыть в роли исследователей.  Вы выполняли работу в группах

-В каких  словах окончание не вызвало затруднений?


Почему?

В каких  словах появились сомнения в написании окончаний? Почему?  

Различаются ли у  существительных одного типа склонения и в одном падеже ударные и безударные окончания?  

Сформулируйте правило.


Давайте проверим себя и прочитаем правило на стр. 107 учебника


 Как же  определить какое безударное окончание необходимо написать?


Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания?

У 1 склонения  страна, земля, у 2 склонения – конь, окно, у 3 склонения любовь.
В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим 

Сомнения появлялись когда у существительного безударное окончание.


Нет.

У существительных  одного  типа склонения и одной падежной формы ударные и безударные окончания одинаковые


Дети читают правило со стр.107

Дети высказывают предположения и приходят к выводу, что безударные окончания одного типа склонения  проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения.

С ударными окончаниями.




                                                                          Слайд 15

Назовите слова-помощники для всех типов склонений

Это слова- помощники для определения безударного окончания имени существительного – второй способ.

Давайте применим это знание на наших словах. 

8. Фимзкульминутка                              Слайд 16  Дети выполняют электронную физкультминутку для снятия напряжения мышц глаз
9. Алгоритмизация нового знания.        Слайд 17  

 - В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?  

На слайде высвечивается схема алгоритма «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных» 

10. Первичное закрепление             Слайд 18, 19
Давайте применим новое знание и отработаем алгоритм написания безударных окончаний.

 На слайдах появляются слова:  

мечтать о лете, жить в деревни, поехать на море, между делом, из жизни, по Волге, с товарищем, к лошади

  11. Диагностика .  Самостоятельная работа.  

                                                                        Слайд 20 Нарисуйте график безударных окончаний          


На  слайде появляется график.  
Самопроверка работ  

Проверьте свою работу и оцените её по шкале самооценке
Что у кого не получалось?

Оценивают свою работу  по шкале самооценке.    

Ребята рассказывают, что вызвало затруднение 

12. Домашнее задание
С. 107 - правило, упражнение 77
Учитель проводит инструктаж выполнения домашнего задания
Дети находят упражнение и просматривают задания
13. Итог урока
Что узнали на уроке?
Как проверить безударные окончания существительных?

Назовите слова- помощники  для 1 склонения? для 2 склонения?  для 3 склонения?  

На память от себя я хочу подарить вам ключики(ключики со словами- помощниками  и памятка с алгоритмом) С их помощью  вы  сможете открыть дверь в безударные окончания  имён существительных.


14. Рефлексия                                         Слайд 21  

Заполните "Дерево чувств" в конце урока  

Сравнения настроения в начале и в конце урока







Дети описывают свои эмоции используя фразы    

Я чувствую...  потому, что... мне  
·        скучно (не скучно)  
·        был активным
·        полностью выполнил задание            получил хорошую отметку. 






Категория: разработки | Добавил: Vera2012 (19.12.2013)
Просмотров: 9518 | Рейтинг: 4.2/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz