Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
Цели
деятельности
учителя
|
Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
|
Тип урока
|
построение системы знаний.
|
Планируемые
образовательные
результаты
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
|
методы и формы
обучения
|
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
|
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формы организации
взаимодействия
на уроке
|
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
|
Промежуточный
контроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти
|
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
|
Русь
…И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
|
Про тебя идет
Слава громкая.
уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…
|
(И. С. Никитин. 1851.)
– Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения.
|
Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку
|
Фронтальная, коллективная
|
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли
в устной форме, вступать в диалог.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету
|
организация рабочего места
|
II. Актуализация опорных
знаний
|
Целеполагание
|
– Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд
– Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)
|
Решают крос-
сворд
|
Фронтальная, коллективная
|
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика-
|
Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
Постановка проблемы.
Решение проблемы (заочное путешествие).
Сообщение ученика.
|
– Попробуйте определить тему урока.
– Что означает слово «первопечатник»?
– В связи с чем появилось это слово?
– Какие события предшествовали этому?
– Когда появилось это слово?
– Чтобы «машина времени» тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания.
На доске написаны даты: IX век, 988 год, IX–XII века, 1445 год, XVI век.
– Первая наша остановка в IX веке. Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.)
– Как братья способствовали появлению книгопечатания?
– В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт
в городе Ханты-Мансийске.
– «Машина времени» снова отправляется в путь,
а вам предстоит ответить на вопросы.
Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова).
– Как называется это событие?
– Когда оно произошло?
– Как крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.)
– Вспомните, как создавались первые книги?
– Кто переписывал книги? (Монахи.)
|
Высказывают свои предположения.
Отвечают
на вопросы.
Ученик рас-
сказывает
|
Фронтальная, индивидуальная
|
цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями; умеют слу-
|
Устные ответы
|
|
Рассказы учителя.
|
– Где и когда велись эти записи? (При монастырях,
в княжеских дворцах.)
– Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)
– Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.)
Слушает учащихся, зачитывающих наизусть отрывок из книги «Наша древняя столица»:
В монастырской келье
узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым
светом.
|
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли
до нас…
|
(Н. Кончаловская.)
– Итак, мы отправляемся в 1445 год.
– Почему я выбрала именно этот год?
Рассказывает об изобретении книгопечатания.
– А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения?
– Прочитайте отрывки из книги Василия Яна «Никита и Микитка». (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу.)
|
о создании первых книг.
Читают
по очереди
наизусть стихотворение.
Внимательно слушают.
Читают текст.
|
|
шать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия-
|
|
|
Работа с учебником: поисковое чтение.
Рассказ учителя.
Работа с толковым словарём.
Рассказ учителя.
Работа
по учебнику
|
Рассказывает о первом книгопечатнике Иване Федорове
– В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге В. Яна «Никита и Микитка» описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел.
– Откройте учебник (с. 82), найдите ответы на вопросы: «Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?».
Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике
– Кто такие апостолы? Найдите в словаре С. И. Ожегова (с. 26) толкование этого слова.
– Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу?
Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике
– Рассмотрите этот памятник в учебнике.
– Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян
в книге «Никита и Микитка». Совпадает ли представление писателя и скульптора о первопечатнике?
– А это памятник Ивану Федорову в городе Львове
(показывает)
|
Внимательно слушают.
читают описание печатного двора, отвечают на вопросы.
Внимательно слушают.
Находят определение.
Внимательно слушают.
Выполняют
задания
|
|
ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета
|
|
IV. вклю-
чение
в систему знаний
и повторение изученного
|
Игра «Пересадки».
Индивидуальное задание.
|
В конце урока подводится итог, подсчитывается,
на сколько вопросов ответил каждый ученик.
– Кто повелел открыть первую типографию в Москве?
– Кто был первопечатником России?
– Какую первую книгу он выпустил?
– Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
– В каком столетии в России стало больше грамотных людей?
– Кто первым придумал печатный станок?
– В каком году в России вышла первая печатная книга?
– Каково значение начала книгопечатания в России?
– Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали
и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо
и справа налево:
П А Г И Н К А
Е Б У К В А П
Р О М Н А Х О
О Т Т И С К С
Б М О Н А Х Т
У К В А Р Ь О
П Е Ч А Т Ь Л
(Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.)
|
отвечают
на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе.
По окончании игры на счёт «раз, два, три» учащиеся пересаживаются на свои места.
Выполняют
задание.
|
Фронтальная,
коллективная.
индивидуальная.
|
Познавательные: осуществляют логические действия; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно
|
Устные ответы,
записи
в тетради
|
|
Дидактическая игра «Узнай книгу».
Задания
из электронного приложения к учебнику
|
– Что объединяет эти слова?
Описание первое: «Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения». (Первый русский букварь.)
Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки». (Религиозная книга «Апостол».)
Описание третье: «Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря». («Повесть временных лет».)
Описание четвертое: «По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов». («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.)
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
|
по описанию
узнают название книги.
Выполняют
задания
|
Коллективная.
Индивидуальная
|
используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение
и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения
|
|
V. Итоги
урока.
Рефлексия
|
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
|
– Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы:
– Что обозначает слово «первопечатник»?
– В связи с чем появилось это слово?
– Какие события предшествовали этому?
– Когда появилось это слово?
– Что вам доставило удовольствие на уроке?
– За кого вы порадовались?
– О чём можете рассказать друзьям?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
|
Отвечают
на вопросы
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке
|
Устные ответы
|
VI. Домашнее задание
|
Комментарий учителя
|
Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1
|
Задают уточняющие вопросы
|
Фронтальная
|
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
|
|
КРОССВОРД
1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)
2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)
3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)
4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)
5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)
6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.
7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль.)
8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)
9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай.)
10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)
11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)
12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)
13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)
Ключевое слово: первопечатник.
|
Категория: разработки | Добавил: Vera2012 (12.03.2015)
|
Просмотров: 892
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|